Как выглядели государственные банкноты
Банкноты, боны - Денежное обращение

А.В. Алехов

Государственные ассигнации, находившиеся в обращении с 1786 по 1818 г., различались между собой в зависимости от номинала. Все они имели форму четырехугольника: с большей по размеру горизонтальной стороной у 5 и 10-рублевых ассигнаций, напротив, с большей вертикальной стороной у 25-рублевых и срезанными углами; 50-рублевые ассигнации были с двумя наискось отнятыми на подобие срезанных углами , 100-рублевые ассигнации имели вид равностороннего прямоугольника, но большего по размеру остальных ассигнаций.

На лицевой стороне ассигнаций располагался текст: Объявителю сей государственной ассигнации платит Ассигнационный банк (далее следует сумма прописью) ходячею монетою . На ассигнациях четырех номиналов текст располагался горизонтально, а на 10-рублевой - по диагонали. Кроме текста на ассигнациях был напечатан год, а подле года в черном поле с зубчиками по краям - напечатана складом цена белыми буквами . Под годом на всех ассигнациях печатались буквы ДрБ , означающие Директор Банка .

На лицевой стороне печаталась и 7-значная нумерация. Расположение номеров было различно: на 5-рублевых ассигнациях один номер над прописью (текстом), а два - под ней; на 10-рублевых - два номера над прописью, один - под ней; на 25-рублевых - один номер над прописью, два - под ней; на 50 и 100-рублевых — по два номера в нижней части ассигнаций.

В промежутке между текстом и нижними номерами располагались подписи должностных лиц, но они не печатались, а подписывались чернилами.

На оборотной стороне всех ассигнаций в левой стороне были размещены буквы СовПрБ , знаменующие - Советник Правления Банка.

По этому описанию современный читатель, привыкший видеть в денежных билетах настоящие произведения живописного и полиграфического искусства, может судить о том, насколько примитивно было в то время оформление ассигнаций. Оно отражало уровень общей и технической культуры страны в конце XVIII века.

Фальшивомонетчики, избравшие подделку ассигнаций своим промыслом и стремившиеся изготовить как можно больше билетов в короткое время, искали пути к совершенствованию операций. Некоторые из них, знакомые с обработкой и свойствами металлов, обратили внимание на возможность использования олова и свинца.

Наиболее предприимчивые заводили знакомство со знающими людьми, получа из типографского двора отлитыя по заказу их фигуры пунсонщиком Иваном Ивановым, а литеры - словолитцем Алексеем Ильиным . Заказывал у рещика сперва штемпель, сознавался на допросе один из подделывателей, а по изготовлению онаго и доску, надпись доски вырезана после при нем и по его руководству в самом торговом доме .

Со времен кроме олова и свинца стали использовать медь и сталь, которые представляли, конечно, трудности при обработке, но зато изделия из них служили дольше. Так, постепенно вместо оловянных досок (штемпелей) стали применять медные доски , матрицы также делали из меди или латуни, а пуансоны — из стали.

От печатания ассигнаций вручную позже перешли к использованию для этой цели деревянных станков, которые изготавливались по заказу ( дубовый новый станок, в коем стальная втулка с винтом и медною гайкою ). О печатных станках и деревянных печатных станках упоминается среди вещей, найденных у фальшивомонетчиков.

Сложнее было с подписями на ассигнациях, так как было трудно их воспроизвести ( делал подписи банковых членов пером , прорисовывал на оных ассигнациях руки (т.е. подписи) сквозь почтовую намазанную маслом бумагу , руки подписывал наудачу, ибо имян не можно было никак прочесть ).

При такой примитивной технике качество печатания поддельных ассигнаций было в большинстве своем низким, что и служило поводом для задержания фальшивомонетчиков. Вот какие дефекты в обнаруженных фальшивых ассигнациях отмечались в следственных документах:

Бумага: с настоящими ассигнациями по внутренним словам видом довольно отличался ; слишком синяя ; бумага гораздо толще ; толстота бумаги ; намного толще обыкновенной ; никаких ни гербов, ни изображений ; гербы изображены неискусно посредством скобления ; была совсем в краске несходственной .

Пропись: худая рисовка тушею ; ни мало не приведены в совершенство ; писанная весьма дурно ; оказались с настоящими государственными ассигнациями несходствены ; многие буквы по большей части заплыли, а другие едва и видны ; в числе литеров...подправлено другими чернилами восьмое слово ; печать на них редким постановлением слов не сходствует с действительными ассигнациями ; кры-выя слова и неровный с образцами ; в иных местах лишняя поставлена литера ; писана разливающимися чернилами ; по наружному ея виду нимало несхожа на действительныя ; неявственно, так что прочитать неможно ; довольно приметно неискусство и подделывание ; оныя так худо сделаны, что нельзя самому даже простому человеку обмануться ; буквы где ровные и кривые .

Нумерация: выставлял номера и делал подписи банковых членов пером ; ставили без разбору по своего смыслу ; внизу номера напечатаны в настоящей прямо, а у оной один другова ниже ; номер непечатанный, а тушом написанный .

Подшей: подписи директорская, кассирская и советницкая сходствуют по почерку как будто бы одною рукою подписаны ; подписания банковых присудствующих не сходственно ; руки подводил...как мог написать ; подписи чиновников одним и тем же почерком писаны .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Warning: fopen(/var/www/p11206/data/www/bonist.info/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11206/data/www/bonist.info/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108