Реставрация бон
Исторические факты - История

реставрация бон

С течением времени бумага стареет, теряет гибкость и прочность, текст и изображения на ней блекнут. Эти процессы ускоряются под влиянием некоторых насекомых, бактерий и плесневых грибков. Серьезную опасность для бумаги создают неблагоприятные условия окружающей среды. В результате воздействия на бумагу влажности, солнечного света, флуоресцентного облучения, жары, загрязненного воздуха она часто становится ломкой и разрушается. Все это относится и к бумажным денежным знакам. Они проходят через тысячи рук и хранятся в самых различных условиях, прежде чем попасть в коллекцию. Пословица гласит: «Деньги не пахнут». Однако старые, долго находившиеся в обращении купюры приобретают специфический запах, подчас для них не безвредный.

Продолжительность жизни банкнот, изъятых из обращения, зависит не только от условий их хранения, от долговечности бумаги, но и от ингредиентов сложных веществ, с которыми бумага взаимодействует: типографской краски, чернил, клея и т. п. Все это отражается на сроке службы и хранения денежного знака. По подсчетам специалистов, в наши дни мелкие купюры, находящиеся в обращении, «живут» от 5 до 8 месяцев, а крупные - до 5 лет. Ежегодно Госбанк изымает из оборота примерно полторы тысячи тонн старых купюр и выпускает в обращение столько же новых. Поэтому естественно, что в ‘коллекции бумажные денежные знаки не всегда попадают в идеальном состоянии. По сохранности их можно условно разделить на пять основных категорий.

1. Отличная (так называемая «банковская») сохранность. Экземпляр не находился в обращении, не имеет перегибов и видимых помятостей.

2. Хорошая сохранность. Экземпляр почти безупречный. Может быть один раз перегнутым или слегка помятым, но совершенно чистый.

3. Удовлетворительная сохранность. Экземпляр имеет слабые следы износа, многократно перегнутый, но еще довольно чистый.

4. Неудовлетворительная сохранность. Экземпляр имеет надрывы, значительные потертости, дыры, загрязнения.

5. Плохая сохранность. Экземпляр сильно изношен, бумага мятая, сильно загрязненная, отсутствуют небольшие куски.

Рядовые боны часто встречаются в отличном состоянии, В процессе составления коллекции, пополнения фондов боны неудовлетворительной и плохой сохранности можно периодически заменять на знаки лучшего качества. Более редкие боны заменить весьма трудно. Поэтому при их неудовлетворительной, плохой сохранности возникает проблема их реставрации. Реставрация - это последовательность операций по восстановлению механической основы документа и приданию его разрушенным местам первоначального формата. При реставрации удаляются посторонние наслоения, устраняются причины и последствия разрушающих процессов. Для увеличения долговечности документального материала часто проводится консервация - операции по его полной обработке, повышающие сопротивляемость вредным влияниям окружающей среды. Реставрация и консервация взаимосвязаны и дополняют друг друга в процессах обработки документального материала.

Специалисты-реставраторы, коллекционеры, работники нумизматических отделов музеев относятся к проблеме реставрации и консервации по-разному. Одни из них считают, что реставрировать «старину» нельзя, поскольку при этом исчезнет некий налет «древности». Однако и в этом случае необходима работа для приостановления разрушающих знак процессов. Другие полагают, что редкие боны, имеющие неудовлетворительную или плохую сохранность, необходимо реставрировать. При этом сотрудники музеев, занимающиеся составлением коллекций редких бон, чаще всего обращаются к профессиональным реставраторам бумаги, к художникам-графикам.

Сегодня реставраторы, работающие над восстановлением поврежденных бумажных документов, пользуются самыми разнообразными, как старыми, проверенными многолетним опытом, так и современными, прогрессивными способами реставрации. Например, утраченные части бумаги могут быть восстановлены путем долива бумажной массы. Иногда бумагу расщепляют и вставляют внутрь новый, прочный слой. Известны способы укрепления ветхих бумажных документов путем их пропитки определенными растворами. Иногда для упрочнения бумаги на нее наносят специальные синтетические материалы. Разработан также метод переноса печатного текста с разрушенного листа бумаги на новый, В реставрационной практике применяется и способ консервации, при котором ветхие и распадающиеся листы бумаги запрессовывают в тонкие пленки, например, из ацетилцеллюлозы.

Коллекционеры-любители в некоторых случаях могут реставрировать боны собственными силами. Более чем 25-летний опыт позволяет привести некоторые рекомендации по этому вопросу. При этом следует отметить, что иногда правильно отреставрированный редкий денежный знак может стать украшением коллекции. В любом случае использование предлагаемых реставрационных методов будет способствовать сохранению денежных знаков коллекции, приостановлению разрушающих бумагу и краски процессов.

Реставрация - процесс трудоемкий. Большое значение при выборе способа устранения повреждений имеют сорт бумаги, из которой изготовлен денежный знак, качество и свойство красителя, степень износа и характер самого повреждения.

Прежде чем определять характер дефекта и степень разрушенности денежного знака, его следует подвергнуть обеззараживанию, т. е. уничтожить плесневые грибки и их споры при помощи дезинфекции. Для этого всю поверхность знака увлажняют ватным тампоном, смоченным в 5-10%-ном растворе формалина, а затем просушивают при комнатной температуре (делать это под тягой’). Если на знаке имеется налет плесени, то перед увлажнением формалином его снимают сухой ватой. Лишь после этого приступают к реставрации.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся дефекты денежных знаков.

Знак мятый, имеет механические загрязнения. Этот дефект устраняется методом «освежения». Знак кладут на чистую поверхность стекла и включают яркое освещение (при этом желательно иметь нижнюю подсветку). Осторожными колебательными движениями, стараясь не повредить текст и бумагу, скальпелем удаляют механические загрязнения (некоторые из них можно снять даже мягким ластиком). После этого знак смачивают чуть теплой водой (20-30°С) и расправляют пинцетом на стекле. Если он при этом не теряет цвета, температуру воды можно повысить до 30-50°С. Расправленный таким образом знак надо смачивать в сечение 3-10 мин., в зависимости от качества бумаги. При этом все складки разглаживаются, и знак становится ровным. Если вода начинает подкрашиваться или на знаке появляются подтеки, смачивание теплой водой следует прекратить и начать поливать его холодной водой - процесс обесцвечивания приостановится, и знак не будет испорчен. Часто достаточно провести одно подобное «освежение» знака, после чего его уже можно класть в коллекцию.

Знак мятый, с надорванными краями и общим загрязнением. Для устранения этих дефектов знак кладут на стекло и обрабатывают тем же способом, который был описан выше. После того как знак стал ровным, необходимо смыть общее загрязнение. Для этого применяют слабощелочной раствор (например, раствор 60 %-ного хозяйственного или детского мыла). Сильнодействующих (щелочных) растворов применять нельзя, так как они действуют на многие красители и знак может обесцветиться.

Знак начинают отмывать по краям, слегка проводя по ним мягким марлевым тампоном с ватой или мягкой кисточкой. При этом не следует сильно нажимать на бумагу, так как можно смыть краску или повредить основу бумаги. Если тампон начинает окрашиваться, обработку следует прекратить, а поверхность знака быстро промыть холодной водой. Когда одна сторона знака обработана, его осторожно переворачивают на стекло, расправляют и обрабатывают другую сторону. При отмывке знака подписи, выполненные чернилами, а также имеющиеся иногда печати или надпечатки, сделанные чернилами, желательно не трогать. Их прикрывают промокательной (фильтровальной) бумагой.

После того как знак отмыт, его в течение 5-10 мин. промывают холодной водой и на стекле с подсветкой укрепляют надорванные края - подклеивают их папиросной или конденсаторной бумагой.

Для подклейки знака применяют клей, который достаточно прозрачен, эластичен, дает прочное сцепление и быстро высыхает. Такой клей годится для склеивания как плотной, так и тонкой бумаги (табл.).

Рецепт клея

Компоненты .........................Для плотной бумаги ...............Для тонкой бумаги

Вода дистиллированная, куб. см...............1000................................................. 1000

Мука пшеничная высшего сорта, г......... 133 .....................................................75

Желатин фотографический, г ...................4.5...................................................... 5

Глицерин, г ....................................................3.5...................................................... 4

Этиловый спирт (96%), куб. см............... 13.5.................................................... 20

Клей из воды, муки и желатина варят на водяной бане до образования клейкообразной устойчивой массы без комков. Если появились комки, готовую массу пропускают через марлю. Желатин предварительно замачивают водой (одна четверть воды на общее количество желатина) в течение 24 часов. В готовый клей добавляют глицерин и спирт. Таким клеем можно клеить все знаки.

Для подклейки заготовляют полоски конденсаторной (или папиросной) бумаги необходимой длины и шириной 1 - 2 мм. Причем бумагу не следует резать ножом или ножницами, а лучше отрывать руками. Неровные волокнистые края ее, образующиеся при этом, способствуют лучшему сцеплению со знаком и делают место склеивания менее заметным. Клей на подлежащие реставрации части знака наносят кисточкой, накладывают влажную полоску конденсаторной бумаги и прикатывают через фильтровальную бумагу к реставрируемому участку фотоваликом. Реставрированный таким образом знак осторожно снимают со стекла и кладут на чистую хлопчатобумажную (предварительно растянутую) ткань или слой фильтровальной бумаги для удаления лишней влаги. После этого знак кладут под пресс между слоями фильтровальной бумаги или в книгу, напечатанную на бумаге низкого качества (глянцевая или мелованная бумага непригодна), под груз весом 3-4 кг, на 30-40 мин.

Когда знак подсохнет, его кладут под пресс между ‘листами глянцевой бумаги или в книгу, напечатанную на глянцевой бумаге, под груз 4-6 кг. Через 7-10 дней знак вынимают, осматривают и при необходимости острым лезвием срезают излишки конденсаторной бумаги. Размер знака при этом должен быть сохранен.

Проглаживать знак горячим утюгом, как это часто делают, нельзя, так как при этом он приобретает ненужный блеск и, кроме того, разрушается целлюлоза, т. е. основа знака. Высокая температура уничтожает термокраску, которой печатают некоторые денежные знаки.

Знак надорван, отсутствуют его части. Сначала такой знак обрабатывают на стекле, как описано выше, затем на недостающий участок накладывают бумагу, фактура которой подобна фактуре данного знака. При этом необходимо следить за совпадением направления волокон бумаги и основы знака, чтобы в дальнейшем он не коробился. Дублирующую бумагу нарезают скальпелем точно по форме знака и отрывают руками, подклеивая ее на основу с напуском в I-2 мм. С оборотной стороны дублирующую бумагу подклеивают конденсаторной бумагой. Если дублирующая бумага толстая, то край подрезается скальпелем или лезвием бритвы. Поврежденные участки знака подклеивают конденсаторной бумагой.

Иногда знак из-за ветхости требует усиления основы. Этот дефект характерен для большинства ассигнаций и других старых денежных знаков. В этом случае знак сначала обрабатывают водой, так же как и в предыдущих случаях (вносят знак в воду и вынимают его на полимерной пленке; иногда достаточно промывания водой). Недостающие участки подклеивают дублирующей бумагой. Для этого лучше всего использовать куски старого, ненужного денежного знака (или бумагу подобной фактуры). Основу знака с двух сторон укрепляют конденсаторной бумагой. Для этого его кладут на стекло, равномерно смазывают пшеничным клеем (рецепт которого приведен в табл. 13) и накладывают на него хорошо растянутую конденсаторную бумагу, предварительно слегка увлажненную водой. Затем эту бумагу быстро прикатывают фотоваликом через фильтровальную бумагу и избыток клея удаляют. Хорошо прикатанный знак переворачивают на другую сторону и операцию повторяют. Прикатанную конденсаторную бумагу вместе со знаком оставляют сохнуть на. стекле. Высушенный знак кладут под «пресс на 7-10 дней, а затем лишнюю бумагу срезают.

Знак имеет чернильные пятна. Фиолетовые чернила удаляют 10-30%-ным раствором пергидроля (перекиси водорода), который наносят при помощи стеклянной палочки. Образующуюся при этом желтую жидкость удаляют фильтровальной бумагой. Процесс повторяют до тех пор, пока чернильные пятна полностью не исчезнут. Затем знак промывают холодной водой в течение 3-5 мин. Если чернильные пятна не сходят, следует обратиться к специалисту-реставратору.

Знак содержит органические загрязнения, ржавые пятна и т. д. Если денежный знак запачкан краской, маслом, залит нефтепродуктами, то его отмывают органическими растворителями: бензином, бензолом, винным спиртом и др. (по принципу: подобное растворяется в подобном). Ржавые пятна могут быть продуктами жизнедеятельности бактерий, аккумулировавших окислы железа, внесенные в основу или печатную краску, а также могут образовываться при соприкосновении влажного знака с металлическими предметами. Для удаления ржавых пятен применяют щавелевую (концентрацией до 5%) и лимонную кислоты, а также перманганат калия. При этом сначала применяют раствор слабой концентрации, а затем усиливают ее до насыщенного раствора. После удаления пятен знак промывают холодной водой в течение 5-10 мин.

Во всех более сложных случаях реставрацию следует поручить специалисту-реставратору.

http://hobbykras.narod.ru/bonistika/restavratsiya/

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Warning: fopen(/var/www/p11206/data/www/bonist.info/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11206/data/www/bonist.info/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108