ПРИЗНАКИ ПОДДЕЛКИ КРЕДИТНЫХ БИЛЕТОВ ОБРАЗЦА 1918 г
Банкноты, боны - Денежное дело

признаки подделки кредитных билетов образца 1918 г

Контролирование исключительной монополии на пополнение наличностью денежной сферы во все времена было одним из основных направлений государственной финансово-экономической политики в России. В то же время фальшивомонетчество было одним из постоянных проблемных вопросов отечественного денежного обращения. Фальшивые бумажные денежные знаки представляют собой особую категорию в бонистике. Атрибуция фальшивых денег зачастую сложна, поскольку она требует от исследователя использования обширного круга источников и особого более тщательного их аналитического изучения.

Выявление подделок в бонистике возможно благодаря проведению комплексного анализа бумажного денежного знака, представляющего собой совокупное исследование его признаков и элементов. Исследование делится на два этапа – внешнюю и внутреннюю критику исторического источника. Внешняя критика бумажного денежного знака – это визуальный анализ его признаков и элементов, проводимый с привлечением методик вспомогательных (специальных) дисциплин. После проведения внешнего осмотра и выявления признаков и элементов денежного знака, вызывающих подозрение на фальсификацию, исследователь обращается к внутренней критике. Внутренняя критика при исследовании фальшивых денег сопряжена с изучением архивных документов, специальной литературы, каталогов. После чего исследователь уже окончательно может подтвердить или опровергнуть подлинность знака. При проведении такого рода исследования для атрибуции подделки решающее значение иногда может иметь малозаметный и, на первый взгляд, даже самый незначительный признак или элемент бумажного денежного знака.


Большую роль в выявлении подделок играет технико-производственная характеристика бумажного денежного знака. Она предполагает детальное изучение его внешнего вида и материальной основы с точки зрения особенностей производства; здесь учитывается специфика изготовления, печати, бумаги, краски, способов нанесения защитных признаков для предотвращения подделки.
Первое пятилетие существования советской денежной системы в 1917-1922 гг. в условиях революции и Гражданской войны были связаны с усугублявшимся хаосом денежного обращения. Безмонетное денежное обращение, количественное многообразие форм денежных знаков и снижение качества их защиты при производстве в период Гражданской войны в России (1918-1920) гг. стимулировало развитие подделки денег в этот период. Проблема фальшивомонетчества, коснувшаяся многих бумажных денежных знаков того периода, не стала исключением и для одного из видов общеобязательных советских денежных знаков – кредитных билетов образца 1918 г.
Кредитные билеты образца 1918 г. были введены в обращение согласно Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 15 мая 1919 г. (номиналами 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 250, 500 и 1000 руб.). Согласно Декрету СНК РСФСР от 21 октября 1919 г. выпускались дополнительные номиналы денежных знаков этого образца – 5000 и 10000 руб. Эти денежные знаки печатались по клише, заготовленному ещё Временным правительством с изменённой датой «1918», и имели однотипное оформление. Народное название – «пятаковки» – они получили по стоявшей на них подписи комиссара Г.Л. Пятакова. Центрами производства бумажных денег в РСФСР были Петроград, Москва, Пенза, Пермь и Казань.


Кредитные билеты образца 1918 г. были обязательны к приёму в платежи на всей территории РСФСР. В 1919 г. они обращались на территории европейской России, подконтрольной большевикам. С присоединением в 1919-1920 гг. к РСФСР новых территорий (Урала, Сибири, Дона, Украины, Кавказа и севера России) кредитные билеты образца 1918 г. получили распространение в указанных регионах.
Центр уделял особое внимание вопросу внедрения советских общегосударственных денег на вновь присоединённых территориях. Народный комиссариат финансов РСФСР вместе с новыми деньгами рассылал на места специальные сопроводительные циркуляры. Одним из пунктов этих предписаний Наркомфина были меры по внедрению советских денежных знаков. «Во избежание могущих быть недоразумений со стороны публики при появлении в обращении новых денежных знаков комиссарам-управляющим учреждениями банка и казначеям рекомендуется разъяснить об этом публике путём помещения в местной печати соответствующих заметок. А также принимать другие в этом отношении меры по усмотрению комиссара-управляющего или казначея, направленные к ознакомлению местного населения и клиентов учреждений с означенными мероприятиями СНК».


Обращение «пятаковок» продолжалось до начала мероприятий денежной реформы Г.Я. Сокольникова, (после чего они подлежали изъятию, наряду с дореволюционными выпусками и другими советскими эмиссиями 1917-1921 гг.). В подлинном виде «пятаковки» имеют несколько вариантов и разновидностей (как результат их массового и спешного производства).


В конце 1920 г. в обращении стали появляться фальшивые «пятаковки» номиналами в 250, 500 и 1000 руб., изготовленные способом прямой технической подделки. В связи массовым появлением в денежном обращении подделок кредитных билетов образца 1918 г. Центральное Бюджетно-расчётное Управление Народного комиссариата финансов РСФСР в срочном порядке рассылало в регионы специальные циркуляры, сопровождаемые описаниями поддельных кредитных билетов. Центр предлагал губернским и областным финансовым отделам ознакомить свой кассовый персонал с описанием выявленных в обращении подложных кредитных билетов образца 1918 г. В свою очередь, губернские и областные финансовые органы должны были направить информацию о признаках подделки денег в подотчётные им уездные финансовые отделы.


Фальшивые денежные знаки можно было отличить от подлинных кредиток по технико-производственной характеристике. Фальшивые «пятаковки» имели заметные отличия в филигранном, орнаментальном и палеографическом признаках. Визуально отличимые признаки подделки на выявленных фальшивых кредитных билетов образца 1918 г. были следующими:
250 руб. Купюра без водяных знаков. Качество печати резко отличается исполнением. Все розетки исполнены грубо, рисунок линий не выдержан, защитные сетки изображены слабо или отсутствуют. Шрифт не выдержан, буквы неправильной формы.

500 руб. Купюра без водяных знаков. Печать расплывчатая. На больших розетках с цифрой «500» цифра выступает слабо. На аверсе защитная сетка заменена совершенно другого произвольного рисунка, линии сетки толстые и расплывчатые. Гильоширный узор сетки едва заметен. Надпись «Государственный кредитный билет» отпечатана жирным шрифтом. Над буквой «й» в слове «кредитный» нет краткой. В мелком тексте встречаются ошибки. Буквы мелкого текста рваной неправильной формы.

1000 руб. Водяные знаки отсутствуют или они неправильно расположены и резко выступают на просвет. Печать в целом чистая, на первый взгляд производит благоприятное впечатление, но мелкий шрифт (текст извлечения из правил) жирнее, чем на настоящих билетах. Рисунок билетов неотчётлив. Светлый фон сетки, на котором расположен геометрический узор – пунктирный, а не сплошной. Все розетки и орёл исполнены грубо. Герб исполнен грубо и весь кажется однообразно тёмным.

Изучение памятников российского бумажноденежного обращения в совокупности с традиционными историческими источниками представляет собой одно из перспективных направлений в современной исторической науке. Научная интерпретация данного нестандартного корпуса исторических источников способствует воссозданию наиболее полной и объективной картины одного из интересных эпизодов отечественного денежного обращения.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить