Г.Н. Курбанов
В фондах Бухарского Государственного музея-заповедника хранится одна из богатейших в Средней Азии коллекций печатей XIX - начала XX вв. Особое место в ней занимают печати и штампы для изготовления первых бумажных денег Бухарского эмирата, а позже и Бухарской Народной Советской Республики
Г.Н. Курбанов
В фондах Бухарского Государственного музея-заповедника хранится одна из богатейших в Средней Азии коллекций печатей XIX - начала XX вв. Особое место в ней занимают печати и штампы для изготовления первых бумажных денег Бухарского эмирата, а позже и Бухарской Народной Советской Республики.
После революционных событий 1917 года в Российской Империи, хождение царских российских бумажных денежных знаков на территории Бухарского эмирата прекратилось. Эмирату срочно были необходимы собственные бумажные деньги, которые начали печатать с 1918 года. Этому событию предшествовали серьезные мероприятия, обеспечившие появление новых денег в Бухаре.
Первым было совещание, созванное Мир Саййид Алим ханом в Арке, на котором присутствовали высшие сановники ханства: кушбеги, казн ал-куззат, представители духовенства и богатейшие бухарские купцы. Необходимость новых бумажных денег была ясна для всех участников. Яростные споры вызвало обсуждение метода их производства. Купец Юсупов, продемонстрировал всем заказанные по его поручению проекты денежных знаков и высказался за машинное печатание денег, как наиболее прогрессивное и современное. Мулла Кутбиддин яростно отверг предложение купца, заявив, что машинное печатание испортит мусульманские деньги. Он объявил Юсупова неверным («кафир»), а его затею противной вере. Под давлением муллы Кутбиддина, Юсупов был изгнан с совещания, а деньги было решено печатать вручную, прикладывая к бумаге штампы.
Было решено создать «когозхона» — мастерскую для печатания бумажных денег. Мастерская имела следующие штаты: туксаба, лжибачи или мирзабоши, приближенный к кушбеги, 20 «усто»-мастеров различных специальностей. Среди них были «наккоши» - рисовальщики и художники; «заргары» ювелиры; «мирзой хуш-хат» - каллиграфы и другие.
Для дензнаков была необходима качественная бумага. Для выпуска бумаги была построена небольшая фабрика в саду Дильку-шо. В других источниках отмечается, что эмир выписал из Коканда 2-х известных мастеров по изготовлению писчей бумаги: усто Ядгара и усто Убайда. Они открыли в местности Гурбун кустарную бумажную мастерскую, где работали около сорока учеников. Мастерская просуществовала до 1923 года. Бумага шла на изготовление бумажных денег «когоз-и акча», сначала эмирских, затем БНСР.
Сохранились имена некоторых мастеров, принимавших участие в изготовлении штампов и печатей для бумажных денег. Среди них следует отметить Мухсинджана заргара, ученика знаменитого ювелира Кори Шарифа туксаба, пользовавшегося большой известностью в XIX - начале XX века. Мухсинджаи заргар жил в квартале Бозори Гуль г. Бухары. Он работал в придворной ювелирной мастерской Арка над штампами бумажных денег. Штампы для денег в 50, 100, 200, 500, 1 000, 5 000 и 10 000 танга были изготовлены им совместно с Усто Садриддином мирахуром. Они были лучшими в изготовлении штампов и на самом деле их работы демонстрируют высокую технику бухарских заргаров. Мухсинжан умер в 1955 году.
Когда Бухарский эмират прекратил свое существование, правительство Бухарской Народной Советской Республики приспособило когозхона к печатанию новых дензнаков. Мастера использовали как штампы Бухарского эмирата, так и новые с символикой БНСР. Как было указано выше, дензнаки печатали вручную до 1922 года, до 1923 года печатали аналогичные им по оформлению, но типографским способом.
В 1923 году штампы и печати были переданы Назиратом Просвещения БНСР Бухарскому Государственному музею.
Первоначально они поступили в коллекцию, где хранились разнообразные штампы для изготовления ювелирных изделий, штампы для набойки тканей и т.д. С образованием отдела нумизматики и эпиграфики в 1986 году, штампы для дензнаков были переданы в фонды данного отдела. Штампов и печатей для дензнаков - 57 единиц. Хронологически их можно разделить на две группы: времени Бухарского эмирата и БНСР. Сделаны из меди, надписи и орнаменты выполнены гравировкой. Надписи следующего содержания:
а) Указание номинала арабской или русской графикой старого написания, иногда номинал указан на обоих языках: двести, пятьсот, пять тысяч теньга и пятьсот, пять тысяч, двадцать тысяч рублей.
б) Указаны даты арабской графикой.
в) Надпись, предупреждающая о наказании за подделку.
г) Арабографическая надпись, подтверждающая наличие определенной суммы денег в пачке.
Для одного денежного знака использовали несколько печатей и штампов различных размеров и конфигураций, так как дензнаки печатали частями. Рассмотрим технику их использования на примере денежного знака в 20 000 сумов 1921 года .
Вначале мастер использовал крупные прямоугольные штампы, обозначая контуры и поле дензнака. Мы условно назовем их штампы-основы. Затем оттискивали небольшие штампы, назовем их штампы-детали и следующими печати. Например, на лицевой стороне дензнака штампы были оттиснуты в следующей последовательности.
1 штамп в виде медной прямоугольной пластины по краю которого ободок в виде ломаной линии оттиснут коричневым цветом. Ободок обозначал контуры дензнака. В центре штампа круглое отверстие, место штампа-детали. Вокруг отверстия два ободка: один заглубленный чистый (для штампа-детали) и с датой 1921. Другой ободок с орнаментом в виде штрихов. По сторонам отверстия два фигурных картуша. Их поле украшено орнаментом в виде плетенки, в центре каждого лепестковидная фигура с чистым фоном для штампа-детали. По четырем углам вытянутые отверстия для штампов-деталей.
2 штамп-основа тоже прямоугольной формы, но меньших размеров оттискивался внутри поля штампа 1. Его ободок с чередующимися штрихами соприкасался изнутри с ободком штампа 1. В центре штампа 2 круглое отверстие, по бокам - фигурные отверстия. Внизу на одной оси три вытянутых картуша с чистым фоном. Свободное поле штампа покрыто волнистым орнаментом. Штамп оттиснут коричневой краской, как и штамп I.
После того, как контуры, поле и картуши дензнака были готовы, мастер приступал к работе штампами-деталями.
Круглый штамп-деталь оттиснут зеленым цветом в центре дензнака (на месте круглого отверстия у штампа 1 и 2) и передает изображение полумесяца и звезды, под ними пересекающиеся серп и молот, обрамленные ветвями джугары.
Черными чернилами вокруг круглого картуша оттиснута печать-деталь с арабографической надписью (чистый ободок с датой на штампе 1).
Внутри лепестковидных фигур боковых картушей штампа 1 и 2, черными чернилами оттиснута фигурная печать-деталь с надписью.
В нижних прямоугольных с чистым фоном картушах штампа 2 оттиснуты три печати-детали черными чернилами.
Серии дензнака написаны ручкой черными чернилами. Таким образом, для этой стороны дензнака в 20 000 сумов мастер использовал 8 штампов и печатей.
Оборотная сторона дензнака выполнена в тех же коричневых и зеленых тонах.
1 штамп-основа выглядит как ажурная прямоугольная решетка, размером 210 х 117 х 2 мм. По краям припаяны зажимы для ручки. В центре листовидный картуш с изображением полумесяца и звезды, вокруг которых пышные ветки джугары. По сторонам фигурные ромбовидные картуши, в центре которых обозначен номинал крупными цифрами 20 000.
Под листовидным картушем небольшое фигурное отверстие для штампа-детали. По краю ободок, заполненный 4-х лепестковыми цветами в квадратах
2 штамп-основа меньших размеров (202 х 103 х 2 мм) чем 1-й, мастер оттискивал его внутри первого. В центре листовидной формы отверстие, соответствующее изображению полумесяца и звезды на 1 штампе. По сторонам аналогичные по форме ромбовидные фигурные картуши. Вверху прямоугольный картуш с чистым фоном для оттиска печати, внизу аналогичное 1 -штампу фигурное отверстие. В поле штампа — волнистый орнамент. По краю ободок со штрихами внутри.
Печать-деталь оттиснута черными чернилами над центральным листовидным картушем штампа 1 и 2.
Под центральным картушем приложен фигурный штамп-деталь с обозначением номинала арабским 20 000.
Надпись другой печати-детали прямоугольной формы дополняет обозначение номинала «20 000» словом «рублей».
Таким образом, для этой стороны дензнака мастер использовал 5 штампов и печатей.
Денежные знаки Бухарского эмирата имели следующую информацию: достоинство денежного знака буквами или цифрами (иногда присутствует оба), место и дату его выпуска, обозначение серии, символику (полумесяц и звезда), подпись хазиначи.
На денежных знаках БНСР имеется аналогичная информация, символику дополняют изображение серпа и молота и сноп джугары, подпись.
Вышеописанная информация представлена на штампах, но частями. Штампы, несшие общую информацию, использовались и для дензнаков Бухарского эмирата и для дензнаков БНСР.
Частями представлены и надписи, более распространенные на печатях и штампах-деталях.
Денежные знаки Бухары начала 20 вв. представляют интерес как документальные свидетельства, отражающие политические события данного периода, состояние экономики и финансов государства. Изучение коллекции штампов и печатей, использовавшихся для дензнаков, поможет более глубоко изучить данные процессы.
|