Знаки Московской старообрядческой общины |
Исторические факты - Русская бонистика |
В многообразии денежных знаков периода 1918 - 1920-х годов, когда была разрушена одна система денежного обращения, а новая, набирая силу, наводнила все сферы экономических отношений, где используются деньги невиданным доселе многообразием форм и видов денежных знаков, различных эмитентов и производителей с трудом поддающихся классификации и типологии. Отдельным большим разделом стоят, так называемые, надпечатки на облигациях Займа Свободы. На мой взгляд, нет ни одного полного каталога этих выпусков, так, как большинство было выпущено в обращении в 1918 - 1919 гг., когда с их учетом и даже просто сообщениями о выпуске в обращение было, мягко говоря, «сложно». Наиболее «тяжелой» темой в этом отношении являются надпечатки ЗСв Центра России, где, согласно каталогам Карданова и Рябченко, эти надпечатки были довольно распространены, но, тем не менее, в коллекциях встречаются крайне редко и, как правило – в плохом состоянии. Некоторые их них носили не только общеобязательный «местный» характер, но, по-видимому, и частный. Надпечатка на ЗСв сделанная от имени Московской старообрядческой общины вызывает поэтому особенный интерес. Московская старообрядческая община (само название старообрядцев, отколовшихся от Русской православной церкви после реформ патриарха Никона – древлеправославие) была основана в Москве, подле Рогожского кладбища в 70-х годах XVIII века в разгар эпидемии чумы в городе. История ее хранит множество драматических событий, которые характеризуют отношение официальной власти и РПЦ к старообрядцам. Это и закрытие богослужений, запечатывание алтарей, гонения, ссылки и тюремные заключения для иерархов и наиболее активных членов общины. Однако, в конце XIX – начале XX веков и вплоть до 1917 года, старообрядчество в Росси получило новый толчок к развитию и это время называют «серебряным веком» старообрядчества. В Москве это было время возникновения богатейших старообрядческих промышленно - торговых династий, результатом которых явилось их многочисленные предприятия в Москве, подмосковных городах в Богородске, в Павловом Посаде, в Орехово-Зуеве, Егорьевске и др. Это время Морозовых, Третьяковых, Мамонтовых, Рябушинских, Найденовых, Хлудовых, Гучковых, Кузнецовых, - все они были старообрядцами. Московская старообрядческая община на Рогожском кладбище испытывает в этот период небывалый расцвет благодаря пожертвованиям богатейших предпринимателей Москвы: ремонтируются храмы, возводятся новые пределы, колокольни, наконец, в 1912 г. открывается даже высшая духовная школа для подготовки священников. Однако, с приходом Советской власти и памятным указом «Об отделении церкви от государства» все быстро приходит в упадок, начинаются жесточайшие гонения. Из 46 храмов и молелен старообрядцев в Москве вскоре осталось только 2. Один из них – во имя покрова Пресвятой Богородицы Московской старообрядческой общины на Рогожском кладбище действует и в настоящее время. Преодолев тяжелые испытания, потеряв колокола, библиотеку редких книг, множество древних икон и предметов богослужения. В каталоге Рябченко (Киев, 1995 г. №3299) отмечен знак номиналом 100 р. С печатью Московской старообрядческой общины датой выпуска 1918 г. В других официальных каталогах упоминаний о нем нет. Ниже мы публикуем впервые изображение знака номиналом в 1000 руб., который оказался в нашем распоряжении. Каких-либо достоверных сведений о причинах и обстоятельствах его выпусках нам найти не удалось. Известно, что он «пришел» из коллекции известного московского бониста Бориса Яковлевича Гольдштейна. Упоминание об знаке нем есть в исправленном и дополненном (рукописном) каталоге Соколова и Иванова, сделанным Нероновым. По нашему мнению этот знак является редчайшим, однако, справедливости ради следует отметить, что у автора остается ряд вопросов: 1. Идеальное состояние знака и наличие купонов. Обычно знаки того времени (надпечатки ЗСв) известны в очень плохом состоянии и неразборчивыми печатями с отрезанными купонными листами. 2. Надпечатки на ЗСв носили всегда общеобязательный городской или «местный» характер и наносились официальными властями с соответствующими пояснениями: «Имеет хождение….». В данном случае мы видим явного «частника», что для ЗСв абсолютно не характерно и в других подобных эмиссиях неизвестно. 3. С какой целью наносилась данная надпечатка, если эти знаки и так имели хождение, как денежные суррогаты? Было бы интересно узнать мнение других бонистов об истории и происхождении этой надпечатки. Автор будет благодарен любой информации, проливающей свет на эту «загадку» бонистики. http://pk.awards-su.com/2008/staroobr/staroobr.htm
|
Читайте: |
---|
Коллекционеры-бонисты
ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ СОКОЛОВ![]() ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ СОКОЛОВ родился 3 августа 1880 г. начал коллекционировать марки всего мира с 15 ле... |
Владельческие и иные знаки на книгах![]() Старинные книги, созданные в одну историческую эпоху, несут на себе как знаки своего времени, так и ... |
Глейзер Марат Максимович![]() Родился 5 февраля 1935 года в поселке Донском Донского района Московской области, где его отец ра... |
ДеТилот Евгений Николаевич![]() Главное дело Евгения Детилота Люди, как правило, “заболевают” коллекционированием с детства, и это увлечение продолжается до... |