Эмиссия гетманщины
Исторические факты - Исторические сведения

Государственные кредитные билеты (в гривнах) были заказаны в Германии еще Центральной радой и по получении их предполагалось сейчас же изъять все временные суррогаты. Однако, Центральная рада так их и не дождалась — она пала прежде, чем были получены гривны. Первая партия гривен прибила уже при гетмане, и выпуск их Киевской конторой державного банка начался лишь 17 октября 1918 г. Именно этим объясняется, что на всех гривнах помещен заголовок: Украинська Народня Республика. Исключение составляют 1000 и 2 000 гривен, на которых надпись иная, характерная для гетманщины — Украинська Держава, так как эти билеты (1 000 и 2 000) были заказаны уже гетманским правительством.

Печатались гривны в Берлине в государственной типографии и на знаках имеются даже ее инициалы: R. D. — Reichs-Druckerei.

Согласно договору между Украиной и Германией, берлинская типография должна была изготовить украинских кредитных билетов на сумму IIV2 миллиардов гривен.

В счет этого Киевской конторой государственного банка было получено билетов на •сумму 3 906,5 миллиарда гривен.

Нужно отметить, что вся эта партия гривен выполнена с технической стороны хорошо, но все же гривны имеют большие погрешности в том смысле, что в “их далеко не точно переданы авторские .замыслы. Так, Нарбут был очень недоволен знаком в 500 гривен и отмечает это в своем дневнике — менi не подобаються. Поэтому министерством финансов было поручено Нарбуту отправиться в Германию и там лично следить за печатанием билетов. В конце марта 1918 г. он должен был выехать, но эта поездка не состоялась, вероятно, вследствие запрещения немецкого командования.

Перейдем теперь к анализу каждого знака этой группы в отдельности.

Державний кредитовий бiлет 2 гривни. Рисунок этого знака исполнен проф. В. Г. Кричевским, инициалы которого В. К. имеются на лицевой стороне. Размер билета 108X70 мм. Напечатан билет на белой бумаге, покрытой с обоих сторон гильоширной сеткой (неодинаковой). Лицевая сторона состоит из следующего: посредине билета находится древовидный орнамент темно-зеленого цвета, от ствола которого отходят в обе стороны по пять криволинейных веточек; на нижних из них висят стилизованные треугольные плоды. Вся эта фигура, выполненная очень схематично, изображает вероятно священное древо—популярный мотив в украинском народном творчестве, часто встречающийся в народных вышивках (рушники), пряниках и т. д. По бокам помещены два квадрата, орнаментированных треугольниками, тоже часто встречающимися в украинском народном творчестве; в эти квадраты замкнуты криволинейные ромбы; в левом ромбе — цифра 2, в правом — тризуб, трактованный чрезвычайно интересно: если внимательно в него всмотреться, то перед глазами ясно встает несколько схематизированная и плоскостная фигура птицы — нижний удлиненный конец герба является в данном случае клювом, верхний — хвостом, боковые части — крыльями. Такое начертание тризуба имеет свои причины. Дело в том, что до сих пор еще не установлено точно, что именно изображает собой тризуб; известно лишь, что этот знак был эмблемой русского государства во времена Владимира. Наряду с этим имеется целый ряд гипотез, в свое время горячо обсуждавшихся. Среди них гипотеза проф. Кричевского заключается в том, что тризуб представляет собой изображение (в разрезе) сокола, бросающегося вниз головой на свою добычу. Этот сокол является по его мнению символом мощи, силы и поэтому этот знак и был гербом державы кн. Владимира. Не вдаваясь в оценку того, прав проф. Кричевский или нет, — нужно признать, что индивидуальная трактовка тризуба на билете в 2 гривны весьма ярка и убедительна. В отношении шрифта надо сказать, что он производит не совсем благоприятное впечатление, так как в нем чувствуются следы модерна. Об этом особенно приходится пожалеть, так как вся орнаментика этого знака взята из глубин старогоукраинского искусства и с ней прекрасно гармонировал бы шрифт, также разработанный в духе старого книжного и канцелярского искусства Украины. Весь билет покрыт точкообразной сеткой, по которой разбросаны три гильоширные розетки, причем поверх средней помещена еще одна ромбовидная розетка, а две боковые представляют собой криволинейные восьмиугольники со звездой посредине.

Оборотная сторона целиком разбита на квадраты, составленные в свою очередь из орнаментированных треугольников. Весь этот орнамент очень напоминает мотивы украинских народных писанок. В центре находится криволинейный ромб, внутрь которого помещен текст закона. По бокам расположены две одинаковые гильоширные розетки, а внутри их цифра — 2.

Державний кредитовий бiлет в 10 гривень. Билет напечатан темно-красной краской на белой бумаге. Размер билета: 139X90 мм. Рисунок выполнен Г. Нарбутом. Лицевая сторона состоит из орнамента рамки, герба и шрифта. Рамка, взятая с известной гравюры XVII века Афанасия Кальнофойского — План Киева — весьма интересна; состоит она из цветочного орнамента в стиле украинского барокко с 18 малыми и 2 большими розетками. Герб — тот же тризуб, однако, выполнен он совершенно отлично от описанного выше тризуба проф. Кричевского. Тризуб Нарбута состоит из двух переплетающихся между собой самостоятельных частей; внутреннее пространство герба заштриховано оригинально орнаментированной сеткой. Окружен герб двумя акантовыми листьями с цветком тоже в стиле барокко.

В этом именно билете мы впервые встречаемся с характерными элементами нарбутовского шрифта. Все надписи билета выполнены по образцам лучших графических произведений украинских „стародруюв . Особенно ясно выражено в шрифте влияние Пересопницкого евангелия, памятника искусства XVI в. На оборотной стороне приковывает к себе внимание центральная цифра 10, вся состоящая из цветов. Она выполнена целиком в той же манере, как и буквы изумительной Украйнськой Абетки Нарбута, к сожалению, оставшейся незаконченной. Очень эффектна и рамка; несколько тяжелая от множества деталей, она все же производит очень приятное впечатление. Интересно, что акантовые листья, положенные на этой рамке, трактованы совсем иначе, чем аканты барокко лицевой стороны билета; аканты эти (на оборотной стороне) значительно строже и выполнены уже в явно ампирном стиле. Очень хороши и угловые цифры —10, слегка напоминающие стиль Чехонина.

Державний кредитовий бiлет 100 гривень. Рисунок работы Г. Нарбута, инициалы которого имеются на лицевой стороне билета; интересно, что на оборотной стороне билета есть даже подпись художника—Г. Нарбут 18. Это единственный случай в эмиссии России, когда на денежном знаке художник полностью запечатлел свою фамилию. И нужно сказать, что этот пример заслуживает всяческого поощрения, ибо подписи художника на денежных знаках придают им особый художественный и исторический интерес. Этим как бы подчеркивается, что денежный знак, несмотря на свой утилитарный характер, может быть подлинным произведением искусства. Размер билета 180x120 мм. Общий цвет билета — синий.

Рисунок лицевой стороны состоит из большого овального венка из цветов плодов и овощей Украины с тризубом внутри; по бокам венка помещены две фигуры: слева крестьянка с серпом и снопом в руках в украинском национальном костюме, справа рабочий в фартуке, надетом поверх украинской крестьянской одежды, с молотом, обвитым лавром. Лицо рабочего представляет собой ничто иное, как портрет украинского народного философа Сковороды. Трудно сказать, что хотел выразить этим художник, но несомненно еще будут найдены материалы, которые прольют на это свет. Шрифт в том же нарбутовском стиле. Весь билет замкнут в гильоширную сетку в виде рамки. Края также покрыты светло-синей гильоширной сеткой, но особенно тщательно выполнена сетка, заполняющая среднюю часть, билета.

Оборотную сторону украшают две колонны, орнаментированные мелкими треугольниками (мотив, часто употреблявшийся Нарбутом); из капителей колонн выходят стилизованные цветы, пышными гирляндами обрамляющие билет. В центре помещен лавровый венок, внутри которого находится герб. Внизу между двумя; букетами украинских цветов находятся акантовые листья. Справа и слева от колонн расположены розетки, внутри которых находятся цифры — 100. Ниже помещен продолговатый картуш с текстом закона внутри. Под ним буквы — У. Н. Р. — орнаментированные растром3. Поля билета покрыты сеткой сиреневого цвета. Между колоннами ромбовидная сетка с цифрами —100. Билет этот нужно признать одним из самых удачных в нарбутовской серии; весь он выдержан в стиле так называемого украинизированного ампира.

Державний кредитовий бiлет 500 гривень. Размер билета 185x119 мм. Работа Нарбута.

Лицевая сторона состоит из медальона, двух венков с гербами, текста и сеток. Медальон представляет собою равносторонний восьмиугольник, внутри которого помещена женская голова, символизирующая Украину. Этот мотив был уже применен Нарбутом на марке в 30 шагив. Венки состоят: левый из; колосьев, переплетенных лентой, правый из; цветов и плодов (тоже обвитых лентой); внутри обоих венков — гербы Украины, В шрифте хорошо орнаментирована надпись—„пятсот гривень : контур букв напечатан черной краской,, середина покрыта желтым растром. Рамку билета составляют 56 гильоширных розеток; оранжевого цвета, наложенных одна на другую. Поля вокруг рамки заполнены сеткой бледно-палевого цвета. Внутри рамки — гильоширная сетка в виде голубых лучей, расходящихся от медальона. Общий тон лицевой стороны желто-голубой.

Оборотная сторона: посредине расположен щит бледно-желтого цвета с гербом внутри. Поле щита покрыто зеленой орнаментно-гильоширной сеткой. Снаружи щит, окаймленный коричневым растром, окружает комбинированная сетка, состоящая из гильоширной сетки бледно-желтого цвета и поперечной растерной, бледно-коричневого цвета. Бледно-желтой линией эта сетка отделяется от другой, комбинированной из двух: из гильоширной голубой и бледно-коричневой растерной. По углам билета орнамент из трех наложенных одна на другую голубых гильоширных розеток с гербами. Над щитом и под ним — тройные гильоширные розетки. Текст закона в щите просвечивает сквозь герб. Цифры 500 по бокам богато украшены цветочными гирляндами. Надписи— „500 и „гривень исполнены тем же нарбутовским шрифтом. Этим заканчивается часть серии гривен, выполненная Нарбутом. Проекты остальных знаков этой серии (1 000 и 2 000 гривен) принадлежат художнику Ив. Модзалевскому, заведывавшему художественно-граверным отделом экспедиции заготовления государственных бумаг.

Державний кредитовий бiлет 1000 гривень. Размер 197X125 мм. Лицевая сторона состоит из рамки, герба, окруженного орнаментом, сеток и текста. Боковая часть рамки состоит из двух пилястров4, имеющих одинаковые базы и капители, на которых расположены розетки из 6 лепестков, заключенные в венки. Пилястры обработаны двумя канелюрами5, между которыми прорезаны три белые гильоширные полосы. Верхняя и нижняя часть рамки состоят из кусков так же обработанных пилястров, в просвете между которыми находятся старые гербы Киева XVII в. Мотив этой рамки (без гербов) целиком взят с фриза Братской церкви во Львове. Гербы Киева, помещенные на верхней и нижней стороне рамки, отличаются друг от друга. И на верхних, и на нижних гербах изображена так наз. куша, т.-е. лук-самострел (от французского слова couche), однако, фактура их различна: гербы, помещенные вверху, относятся к первой половине XVII в. (на щите немецкого типа самострел направлен влево и занимает всю поверхность щита). Нижние гербы изображены в том виде, как они встречаются на документах второй половины XVII в. Щит не немецкого, а французского геральдического типа; куша повернута не влево, а вверх. Орнамент, замкнутый внутри вышеописанной рамки, напечатан оранжевой краской и выполнен в духе итальянского ренессанса.

В центре герб тризуб, окруженный лавровым венком с орнаментными перевязями (такой же точно венок имеется в панегирике: „В'брш'Ь на жалосный погреб зацного рыцаря Петра Конашевича Сагайдачного 1622 г.6 Тризуб Модзалевского совершенно не похож на рассмотренные раньше гербы Нарбута и Кричевского: резко отличается средняя верхушка герба, боковые части стали выпуклыми. Однако, этот вариант нельзя признать удачным. В рамке гильоширная орнаментная сетка—„плетенка бледно-желтого цвета. Внутри венка гильоширная розетка на фоне оранжевых растерных линий. Шрифт ничего особенного собой не представляет; временами в нем ясно сказывается влияние Нарбута, хотя в начертании отдельных букв чувствуется попытка создать нечто самобытное. Оборотную сторону “оставляют: синяя рамка, орнамент которой в стиле ренессанса можно встретить в украшениях изделий из бронзы и серебра. Внутри рамки сетка „плетенка желтого цвета. Слева помещен картуш с текстом закона, справа — большая орнаментированная надпись: 1 000 гривен, в которой цифра 1 000 покрыта цветочным, слово гривен — цепевидным, а пространство между буквами — линейным орнаментом.

Державний кредитовий бмет 2 000 гривень. Размер билета 203x132 мм. Лицевая сторона окаймлена широкой орнаментной рамой. Орнамент рамы разбит на чередующиеся большие и меньшие прямоугольники. Посредине боковых сторон рамы помещены розетки, на верхней стороне орнамент из комбинации трех розеток; средняя из них овальной формы выступает своим верхним и нижним краями за раму; гильоширный орнамент розетки повторяет несколько раз своим рисунком контур самой розетки; две боковые розетки прикрыты серединой гильоширной розетки и имеют форму заполненного сетчатым орнаментом восьмигранника; поверх этой комбинации розеток помещена цифра — 2 000. Посредине нижней стороны рамы находится прямоугольник с надписью— року 1918, — заполненный сетчатым орнаментом, мотив которого — крестообразная звезда — повторяется по длине прямоугольника 8У2 раз, а по ширине 10 раз. По углам рамы находится по одному орнаментальному квадрату с цифрой 2 000 внутри. Внутри рамы в голубой гильоширной сетке находится рисунок из комбинации пяти покрывающих друг друга орнаментированных кругов разной величины. Средний круг заключает в себе тризуб, окруженный венком — повторение того же мотива, что и на билете в 1000 гривен. Внутри венка гильоширная розетка с крестовидным рисунком в центре. Боковые круги украшены звездчатым орнаментом с розетками в центре. Цвет орнамента, как и сетки — серо-голубой. Сетка лицевой стороны двоякого рода: 1. голубая гильоширная сетка с орнаментом из ромбов с чередующимися кружками и овалами внутри, 2. коричневая сетка из поперечных ровных линий, покрывающая всю лицевую сторону билета, за исключением полей и прямоугольника с датой на нижней стороне рамы. В шрифте отметим надпись: ядвi тисячи гривень , в которой буквы покрыты цепевидным орнаментом из колец, не связанных между собой и где в слове — двi — не поставлено точки над i. На оборотной стороне билета помещена рамка, по орнаменту представляющая собой повторение рамки оборотной стороны билета в 1000 гривен; точно также надпись 2 000 гривен тождественна с надписью 1000 гривен. Вообще оба последние билета имеют много общих элементов и даже при беглом их рассмотрении становится ясным, что они принадлежат одному автору.

3,6% казначейские билеты.

Кроме государственных кредитных билетов, в Германии печатались 3,6 % казначейские билеты. Законодательное постановление о выпуске их опубликовано было радой7 министров 31 мая 1918г. (см. „Державний вестник №> 8). Проект этих билетов был выполнен Нарбутом, однако, несмотря на то, что они печатались в Германии — они производят очень неблагоприятное впечатление и совсем непохожи на эскизы Нарбута. Во время печатания они подверглись большим изменениям и поэтому очень потеряли с художественной стороны: немцы вставили свои орнаменты, свои сетки, не говоря уже о перемене цвета.

Впрочем, сразу можно отличить, что осталось от рисунка Нарбута. Так, например, заслуживает внимания ампирная группа эмблем гетманской власти (бунчуки, булавы) с гербом на картуше чисто архитектурного типа посредине. Инициалов Нарбута на этих знаках не имеется. Об'ясняется это тем, что они изготовлялись лишь по эскизам Нарбута и поэтому репродуцировать их фотографическим способом было невозможно. В народе эти билеты были известны под именем аэропланов. Эти билеты, имевшие хождение наравне с денежными знаками, все имеют одинаковый рисунок и отличаются лишь цветом. Наконец, последний знак гетманщины, выпущенный перед самым падением:

Знак Державной Скарбницi 1000 карбованцiв. Рисунок худ. Золотова. Размер билета 190Х 120 мм - Народное название — рябi и гетманки.

Лицевая сторона: центральную часть занимает большой картуш с надписью: Знак Державной Скарбниць Сверху этот картуш украшен скрещенными булавою и бунчуком, тремя стилизованными колосьями и лентой с надписью: Украинська Держава. По бокам картуша свисают две гирлянды из стилизованных плодов и листьев. Справа и слева от главного картуша находятся еще два картуша поменьше, украшенных вверху лавровыми венками. Внутри левого картуша надпись: „Ходiть наравнi з кредитовими бiлэтами , в правом фигура „козака з рушницей 8 — эмблема, часто встречающаяся на старых казацких знаменах в гетманских печатях и являвшаяся, по некоторым источникам, государственным гербом старой гетманской Украины XVII — XVIII вв. Чтоб создать впечатление вышитого наряда в фигуре казака — в сетке оставлены белые просветы, и эту мысль нужно признать весьма удачной. Кроме того, под средним картушем помещен еще один картуш малого размера с орнаментированной цифрой 1000 внутри. Под нижним картушем помещены изображения печатей — одна выполнена в виде рельефного оттиска (конгрев), другая — красной краской. Эти две эмблемы выполнены под безусловным влиянием Нарбута: ведь именно он в споре, что принять за герб Украины, предлагал „козака с рушницей в картуше стиля барокко, а в качестве нашлемника9 — знак кн. Владимира.

Оборотная сторона: на фоне, состоящем из фронтона с двумя створками-пилястрами и из постамента, на котором поставлены две усеченные колонны с картушами, находится большой картуш с надписью „1000 карбованщв внутри; вокруг него свисают сочные гирлянды плодов и листьев. Вверху находится еще один меньший картуш с тризубом внутри и гирляндами снаружи. По бокам большого картуша, опершись на него, стоят две женские фигуры в платьях, богато украшенных выше колен и на корсажах орнаментом (барокко); одна женщина держит в руках булаву,, другая — рог изобилия. На головах обоих женщин диадемы, в волосах вплетены длинные развевающиеся ленты. Боковые края рисунка заканчиваются свисающими гирляндами плодов и листьев, очень напоминающими гирлянды каменной лепки на стенах Киевского-Софийского собора. Нужно сказать, что вся оборотная сторона билета строго выдержана в стиле барокко и прекрасно передает пышность, сочность и жизнерадостность этого, стиля.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить