Эмиссия Центральной рады
Исторические факты - Исторические сведения

Начало эмиссии на Украине было положено Центральной радой билетом в 100 карбованцев.

После состоявшегося постановления о выпуске вышеуказанного билета, проект его был заказан крупнейшему украинскому мастеру Г. Н. Нарбуту, имя которого неразрывно связано с возрождением украинского искусства. Нарбут чрезвычайно серьезно отнесся к порученной ему работе. Он постоянно твердил, что после долгого безвкусия, царившего на Украине, нужно прежде всего перевоспитать вкус народа, нужно его приучить к восприятию подлинного, настоящего искусства, тем более, что в прошлом творчество украинского народа дало нам массу изумительных произведений искусства, а поэтому, говорил он, все — вплоть до любой этикетки и вывески—все должно быть выполнено художественно и тонко. Именно этим и об'ясняется, почему Нарбут так горячо взялся за работу для экспедиции заготовления государственных бумаг („Экспедиция заготовки державних паперiв , как она называлась тогда в Киеве). Разработан проект этого знака в 100 карбованцев был блестяще: в основу его Нарбут положил использование различных мотивов украинского народного искусства (то же самое Нарбут вложил и в дальнейшие свои проекты „грошей ).

Однако, когда знак был напечатан,— сам автор едва мог его узнать, до такой степени в литографии был изуродован рисунок. Это и неудивительно, так как хотя экспедиция помещалась в лучшей киевской* типографии б. Кульженко, но в это время графическое дело в Киеве находилось в весьма плачевном состоянии: не было ни подходящей бумаги, ни красок. Но если билет этот был неудовлетворительно выполнен в техническом отношении, то во всяком случае самый факт появления „собственных украинских „грошей был большим событием. Вот как описывает это М. Обидный в статье: „Графiка украинських грошових знакiв :

„Появление в возрожденном украинском государстве украинских денежных знаков вызвало необычайный энтузиазм среди населения.

В то время как неопределенные слова универсалов вызывали еще смутную тревогу — „новi грошi с изображениями не царей и символов царской власти, а селян и пшеницы вливали веру и бодрость .

Этот первый украинский денежный знак напечатан на белой бумаге. Размер его: длина 171 мм. ширина 105 мм. Все билеты одной серии „АД и имеют один номер „185 . Лицевая сторона билета представляется в следующем виде: центральное место занимает эффектный картуш, обвитый со всех сторон пышным растительным орнаментом в стиле украинского барокко. Внутри восьмигранника картуша „Знак кн. Владимира („тризуб ) именно в том виде, как он изображен на монетах кн. Владимира, т. е. увенчанный крестом.1

Тут-же надпись „Державний Кредитовий Бiлет. Сто карбованцiв. Карбованiц метить 17,424 долi щирого золота . По бокам восьмигранника два овала: в левом снова тризуб, в правом „лук — старый герб Киева, в той трактовке, как он встречается на документах начала XVII ст. Под картушем инициалы автора „Г. Н. (Георгий Нарбут). По бокам билета надпись „Украиньска Народня Республiка . Весь билет окружен зигзагообразной рамкой.

Оборотная сторона по сравнению с лицевой перевернута. Центральное место занимает здесь большая стилизованная цифра „100 и часто встречающийся на украинских коврах рисунок „килими — цветок, растущий из горшка. По краям билета размещены виньетки в украинском народном духе, однако, вследствие несовершенства литографского исполнения — они совершенно не передают замысла художника.

Интересной особенностью являются надписи „сто карбованцев на языках нацменьшинств Украины, т.-е. на польском, русском и еврейском языках. Билет этот, напечатанный в Киеве, в типографии б. Кульженко, впервые выпущен в обращение 24 декабря 1917 г. Эту дату нужно считать началом украинской эмиссии. Всего этих знаков было выпущено на сумму 53 250 тыс. карбованцев, причем очень много было фальшивых.

При эвакуации советской власти из Украины было увезено клише этого билета, поэтому несколько позже, во время гетманщины, было издано постановление об из'ятии этого билета из обращения, причем часть билетов (около 48%) была обменена, а часть аннулирована.

В народе этот знак получил название „Горпинки .

Следующим выпуском Центральной рады были казначейские знаки (Знак Державноi Скарбницi в 25 и 50 карбованцев). Происхождение этих знаков таково: Центральная рада заказала для Украины кредитные билеты в Германии; однако, вследствие недостатка в знаках было решено спешно напечатать временные расчетные знаки в Киеве до прибытия заказанных в Германии. Но печатание кредитных билетов (гривен) в Германии затянулось, и временные знаки приобрели большее, чем предполагалось, значение. Выпуск их производился с 6 апреля 1918 г. Сначала были выпущены знаки в 25 карб.; печатались они исключительно в Киеве. Несколько позже появились знаки в 50 карб.; печатались они сначала в Киеве с литерами „АК , а затем в Одессе с литерами „АО ; там же они печатались правительством ген. Деникина с литерами „АО 211 и выше. В народе они были известны под именем „лопаток . Нужно отметить, что знаков в 50 карб. было очень много фальшивых, поэтому установился обычай при расплате расписываться на деньгах в удостоверение того, что бумажка настоящая. Таким образом на бумажке накапливались десятки карандашных и чернильных подписей.

Для распознавания фальшивых знаков от настоящих в народе существовала масса примет, были на этот счет и официальные указания. Наиболее популярные признаки были следующие:

На оборотной стороне слева от картуша в растительном орнаменте
должны быть в настоящем знаке три двойки. На той же стороне слева внизу в крайней овальной розетке должна быть цифра „5 . На лицевой стороне в подписи: „Лебiдь должны быть тоже три двойки.

Оба знака в 25 и 50 карбованцев имеют одинаковый рисунок и отличаются друг от друга лишь красками. Проект обоих знаков выполнен художником А. Красовским, причем влияние Нарбута очевидно.

Лицевая сторона: на фоне, состоящем из сетки крестообразного рисунка, взятого из мотивов украинских народных вышивок, помещены две символические фигуры: слева украинского селянина во весь рост с лопатой в руке, справа селянки на корточках со снопом в одной руке и серпом в другой. Обе фигуры в украинских национальных костюмах—окружены орнаментом из украинский стилизованной флоры.

Пространство между фигурами обработано в стиле украинского барокко.

Вверху помещен герб Украины. Все это вместе с целым рядом прекрасных писарских росчерков, которыми так изобилуют старинные украинские документы, — создает приятную картину удачного использования мотивов украинского искусства. Влияние Нарбута несомненно: стилизованные фигуры селян трактованы именно по-нарбутовски (особенно мужская фигура), характерны и росчерки — ведь именно Нарбут увлекался образцами украинского „канцелярского искусства, а эти росчерки берут начало именно оттуда.

Оборотная сторона: в центре расположен картуш, внутри которого помещены два профиля — мужской и женский—символизирующие старую, историческую казацкую Украину и новую „возрожденную . Вокруг картуша пышный растительный орнамент, опять-таки из стилизованной украинской флоры. Внизу слева орнаментная розетка, справа тризуб. Нужно отметить на той же стороне знака эффектные росчерки, заканчивающие цифры „50 и особенно удачную обработку фразы „за фальшувания караеться тюрмою , выполненную старо-украинским шрифтом, причем буквы так скомпанованы, что производят чисто орнаментальное впечатление. Среди этих знаков нужно различать по крайней мере две разновидности по двум вариантам в шрифте, на что в № 39 „Державного вiстника за 1918 г. находим следующие указания:

„…Об'являеться що вийшли ще 5 серий знакiв в 50 карбованцiв в яких маються спiдуючи вiдмини:

Лицевая сторона без обозначения серии. Надпись „Ходiть HapiBHi з кредитовими бiлeтами , вместо прежней: „Ходiть нарiвнi з кредитовим бiлетом . На оборотной стороне—надпись „За фальшувания караэться тюрмою вместо „за фальшувания караеться тюрмою .

Разменные марки: эти марки стоимостью в 10, 20, 30, 40 и 50 шагов печатались в Киеве и выпускались с 17 апреля 1918 г. по 5 января 1919 г. Выпущено их было на сумму 16 014575 руб., но ввиду большого количества подделок, они были аннулированы советской властью в марте 1919 г.

В народе к этим „грошам -„маркам сложилось несколько юмористическое отношение. Так, Е. Вировий в № 3 „Украинского Филателиста за 1925 г. пишет:

„Де там тобi ходять, коли литають казали бабы, коли вiтер видував im i3 рук (по поводу того, что на обороте их было напечатано: „Ходять нарiвнi з дзвiшкою монетою ).

А д'тчата на Кшвщиш спивали co6i на вулицi

Колись були срiбнi грошi Теперь самi марки, Колись були гарнi хлопцi, Тепер самi шмарки...

Автором рисунков марок в 10 и 20 шагов был Антон Середа, а остальных в 30, 40, 50 шаг.— тот же Нарбут. Марок этих появилось бесчисленное количество фальшивых, и Нарбут собрал для курьеза коллекцию подделок. Марки эти были напечатаны на картоне и с зубцами. Хотя клея на марках не было, но они все же иногда попадали на письма, и почта их пропускала. Марка в 10 шагов желтого цвета, рисунок — тризуб в лучах солнца, по бокам гирлянды стилизованных цветов.

Марка в 20 шагов—коричневая, рисунок - украинский селянин в крестьянской шляпе („бриль ) с колосьями; в руках коса; сбоку тризуб. Это наиболее художественная марка и не даром часто ее ошибочно приписывают Нарбуту.

Марка в 30 шагов — синяя (ультрамариновая), рисунок: женская головка в профиль с венком на волосах. Эта головка, символизирующая, вероятно, Украину, заключает в себе античные элементы и в то же время трактована в чисто украинском духе. Здесь проявилось то, что впоследствии у Нарбута стало излюбленной манерой и что известно под, именем „украинизованной античности .

Марка в 40 шаг. — зеленая, 50 шаг. — красная. На обоих характерные нарбутовские; венки из типичных украинских цветов. Внутри венка — на марке в 40 шаг. — тризуб, в. 50 шаг. — орнаментированная цифра „50 .

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить