Образцы послевоенных денег предложил сам Сталин
Исторические факты - Исторические сведения

Заслуженный художник России Игорь КРЫЛКОВ:

Еще недавно он был одним из наиболее «засекреченных» людей. О нем ни словом не упоминали справочные издания. Его фотографии не мелькали в газетах, о его деятельности не сообщали средства массовой информации, и лишь в узком кругу знали, что этот человек - главный художник Гознака, знаменитой денежной фабрики страны. И.С.Крылков - один из создателей многих банкнот бывшего Союза с 1947 по 1991 г., а также других документов и ценных бумаг — начиная с лотерейных билетов и кончая ваучером... Ныне Игорь Сергеевич — пенсионер, но от дел не ушел: его опыт высоко ценится коллегами. С Игорем КРЫЛКОВЫМ беседует наш корреспондент Станислав ЗИГУНЕНКО.

— На Гознак я попал в феврале 1944 года 16-летним подростком к началу подготовки денежной реформы 1947-го — рассказывает Игорь Сергеевич —На предприятии не хватало художников Когда наша семья вернулась из эвакуации в Москву матери позвонил один из родственников слушай говорит я тут объявление видел на Гознак ученики требуются Я отправился прямо к начальнику отдела кадров тот узнав что я несколько лет занимался рисованием во Дворце пионеров тут же кому-то позвонил а потом говорит все с понедельника выходи на работу

На фабрике принята система индивидуального ученичества Наставником Игоря Крылкова оказался сам Иван Иванович Дубасов — тогдашний главный художник Гознака и его живая легенда заслуженный деятель искусств России автор советского государственного герба Его творчество оказало большое влияние на качество изделий Гознака Он воспитал целую плеяду художников граверов других специалистов.

В юности Дубасов учился в Строгановском тогда еще Императорском, училище. Но полного семилетнего курса не окончил — подался добровольцем на фронт. Вернулся в феврале 1917-го. В Москве уже все стало по-другому и художнику пришлось некоторое время перебиваться случайными заработками…

Помог совнаркомовский конкурс на лучшую почтовую марку к годовщине Октября Дубасов решил принять участие. С красками было туго — посему оригинал марки он нарисовал тушью а чтобы не казалось слишком траурно подкрасил марганцовкой. С таким эскизом и явился в жюри. Успех оказался полным работа заняла первое место марку немедленно запустили в тираж, а Иван Иванович получил постоянную работу на Гознаке.

— Курс обучения был тогда экстренным — продолжает И С Крылков — Вскоре я уже участвовал в оформлении оборотной стороны рублевой купюры это была моя первая самостоятельная работа Кадров по-прежнему не хватало и все эскизы будущих денег мы рисовали вчетвером Дубасов Поманский Солярский и я.

Сделали множество вариантов. Один из первых — с изображениями пехотинца танкиста военного летчика — не прошел. Нам сказали что война заканчивается, и нужны мирные мотивы. Но какие? Выручил не кто иной как сам Иосиф Виссарионович Скажите, а чем плохи были царские деньги? — спросил он на одном из совещаний. Ответа сами понимаете, не требовалось. Так и появились советские рубли в стиле дореволюционных ассигнаций. Трудно сказать что это за стиль — не ампир, не рококо, а нечто этакое купеческое псевдославянское. Но разработка толковая — технически и художественно продуманная банкноты хорошо (для того времени) защищены от подделок. Сталин эскизы одобрил, и они пошли в дело.

Операция по обмену планировалась в лучших традициях военного времени — продолжает Игорь Сергеевич — Нам запретили говорить даже своим домашним, над чем мы работаем. Саму полосу Известий с сообщением об обмене готовили не в редакции как принято, а у нас на Гознаке в типографию газеты ее привезли в последний момент и тут же запустили в машину.

К хрущевской реформе у Крылкова отношение неоднозначное. Банкноты серии 1961 г выглядели попроще сталинских. Хотя вроде все было на месте многокрасочная орловская печать и водяные знаки и сетка и металлография — но композиция менее выразительная какая то дробная.

В застойные времена о денежной реформе гознаковцам запретили и думать — во избежание возможных кривотолков на Западе. И художников фабрики стали активно привлекать к выполнению разного рода правительственных заказов Чего они только не рисовали эскизы верительных грамот для послов, макеты юбилейных медалей и прочих почетных знаков образцы нового партийного билета и удостоверения члена ЦК всевозможные поздравления по случаю юбилеев. Один заказ особенно запомнился Крылкову

— В 1976-м Леониду Ильичу 70 лет стукнуло — вспоминает Игорь Сергеевич — Я получил срочное и ответственное задание написать портрет Брежнева. Вопреки заведенным у нас порядкам — всю работу делать только на работе — я неделю на Гознак не показывался. Заперся дома и сутками рисовал с фотографии вариант за вариантом. Работал акварелью — а она тонкости требует исправлять ничего нельзя. Сколько бумаги и нервов извел — вспомнить страшно. Еле уложился в срок. Приезжаю, сначала своим показываю — посмотрели похмыкали но так и не нашли к чему придраться.

Потом приехали из МГК КПСС и увезли портрет. А дня через три звонок. Вы не могли бы прибыть к нам с инструментом? Машина уже послана. Деваться некуда — собрался поехал. Приглашают меня в комнату — вижу, на столе открытый роскошный кожаный бювар на левой его стороне — выполненный мною портрет а на правой простым карандашом наискось вычерчены линейки и по ним детская рука вывела фломастером Дедушке Лене от Машеньки Гришиной Или Дашеньки теперь уж не помню. И видимо, здесь дитя расчувствовалось и то ли слезинку на портрет уронило, то ли еще чем капнуло. А он ведь акварельный! Конечно же, пятно расползлось.

Исправить кляксу и был вызван главный художник Гознака. Тут уж конечно он ничего переделывать не стал — просто заделал пятно подретушировал. До сих пор забыть не может как тогда перенервничал.

О последней финансовой реформе — 1991 — 1992 гг — Крылков отзывается скептически. Художникам приходилось работать в страшной спешке — еле поспевали за требованиями времени. С банкнот исчез портрет Ленина — а ведь это прежде всего была еще одна степень защиты от подделки. И государственного герба не стало — впрочем, его и у страны фактически пока нет. Вместо герба на каждом дензнаке пришлось поместить символическое изображение трехцветного российского флага и Кремля которое по мнению Игоря Сергеевича создает дополнительные сложности полиграфистам кроме основного тона купюры нужно выдерживать еще и три цвета флага Хотя следует признать что полиграфически нынешние банкноты выполнены на достаточно высоком уровне.

На вопрос — чем заняты художники Гознака сегодня — Игорь Сергеевич по понятным причинам ответить отказался

— Одно могу сообщить и для меня пенсионера работа находится Ведь деньги как барометр — реагируют на все изменения в финансовом хозяйстве А сейчас, вы же знаете почти каждый день что-то меняется.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Warning: fopen(/var/www/p11206/data/www/bonist.info/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11206/data/www/bonist.info/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108